Аутстаффинг в розничной торговли

На сегодняшний день минимизация затрат и повышение эффективности бизнеса находятся в числе приоритетных направлений работы ведущих участников рынка розничной торговли. А поскольку большая часть расходов компаний приходится именно на содержание штата сотрудников, постепенно набирает популярность гибкая система занятости.

Отечественный ритейл укрепляет позиции в качестве одной из бюджетообразующих отраслей российской экономики. Одновременно динамичное развитие отрасли стимулирует появление новых трендов потребительского поведения. В условиях жесткой рыночной конкуренции ритейлеры вынуждены бороться за своих клиентов, совершенствуя механизмы, направленные на завоевание их лояльности. Системы бонусов и скидок, онлайн-служба поддержки, акции и распродажи – изощренные маркетологи подчас идут на все, вплоть до откровенного ценового демпинга, чтобы завоевать покупателя. Но подобными методами можно привлечь покупателей лишь на время, поскольку обеспечиваемая ими лояльность клиента является лояльностью к привлекательной цене, но не к компании.
Как известно, потерять клиента легко, а вот удержать гораздо сложнее. Не каждая компания может похвастаться высокими показателями возвращения покупателей (retention index), а ведь именно данный индекс – главная оценка грамотности политики лояльности. Способность компании к построению долгосрочных взаимовыгодных отношений с покупателями во многом зависит от гибкости и эффективности управления персоналом компании, от возможности сконцентрироваться на своем основном бизнесе и на развитии ключевого персонала, не отвлекаясь при этом на побочные задачи. Одним из вариантов решения данной задачи является аутстаффинг.
Аутстаффинг как вид услуги подразумевает выведение сотрудника за штат компании-заказчика и перевод его в штат компании-подрядчика. Другими словами, сотрудник работает на прежнем месте и выполняет прежние обязанности, однако его работодателем выступает компания-подрядчик. Отметим, что аутстаффинг очень часто путают с аутсорсингом, который подразумевает вывод за пределы компании не персонала, а определенных, чаще всего непрофильных для компании функций, как, например, маркетинговые исследования, рекламная деятельность, организация питания, уборка, транспорт и т. д. Следует отличать его и от лизинга персонала: аутстаффинг подразумевает постоянное нахождение сотрудника на своем рабочем месте в компании.
Как правило, персонал, работающий по договору аутстаффинга, – это мерчандайзеры, уборщики, упаковщики, грузчики и др., т. е. сотрудники сторонних компаний, которые не числятся в штате магазина.

«Антикризисная» услуга
На Западе понятие «аутстаффинг» давно стало привычным для участников рынка, поскольку крупные компании прибегают там к данному виду услуг на протяжении несколько десятилетий. Например, в США аутстаффинг уже имеет статус законодательно оформленной услуги с четко проработанным механизмом реализации, предоставлением которой занимаются компании Professional Employer Organization (PEO). Одной из причин успеха аутстаффинговых организаций явилась такая характерная особенность бизнеса, как возможность предоставления своим служащим пакетов социальных льгот и страховок, которые небольшие фирмы напрямую предложить не в состоянии в силу высокой стоимости контрактов со страховщиками.
В России интерес к этой услуге возник в конце 1990-х годов, в первую очередь благодаря примеру представительств иностранных компаний на территории РФ. Американцы и европейцы не могли отказаться от аутстаффинга не только в силу его эффективности и удобства: поскольку большинство этих компаний официально числились как представители, прав на осуществление торговой деятельности у них не было, и использование аутстаффинга существенно помогло им в решении множества юридических проблем при выходе на российский рынок. Кроме того, свою роль сыграл и кризис 1998 года: волна дефолта обанкротила множество отечественных предприятий и компаний, обстановка была не самая подходящая для открытия бизнеса, съема офиса и найма собственного штата сотрудников. В результате организации стали всеми возможными способами сокращать расходы, в первую очередь – на персонал. Сокращение штатов и при этом нехватка человеческих ресурсов для поддержания деятельности компании создали благодатную почву для роста и развития нового сегмента на рынке аутстаффинга.

В чем плюсы аутстаффинга?
Аутстаффинг – достаточно новый вид кадровых технологий, но уже сейчас очевидно, что он имеет целый ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами найма персонала в штат.
Отметим, что за услугами аутстаффинга чаще всего обращаются производственные организации и владельцы складских помещений (46,8%), на втором месте находятся торговые сети (35,2%). Это два бесспорных лидера по использованию услуг аутстаффинга. На третьем месте располагаются компании, относящиеся к развлекательной и спортивной сферам, однако на их долю приходится всего 8,3% от общего объема клиентов, обращающихся за услугами аутстаффинга.
Как показывает практика, на протяжении последних 20 лет одной из главных проблем для розничной торговли была и остается высокая ротация рядового персонала. Вторая проблема связана со штатными ограничениями численности персонала при периодически возникающей потребности в дополнительных сотрудниках и плановом увеличении объемов работ. Аутстаффинг помогает решить обе эти проблемы.
Ритейлерам, в особенности крупным, выгодно работать по системе аутстаффинга, поскольку это позволяет сконцентрироваться на основном бизнесе. Ведь при сотрудничестве с компаниями, оказывающими такие услуги, им больше не приходится отвлекаться на подбор и оформление сотрудников. Плюсом является и сокращение штатной численности персонала при сохранении фактического количества работников. А еще в магазинах периодически наступают «часы пик». Является ли здесь выходом набор дополнительного персонала, который сможет обеспечивать бесперебойную работу магазина в горячий период? А чем этот персонал будет занят в период спада покупательской активности? При использовании же услуг аутстаффинга организация может гибко управлять размером штата в зависимости от меняющихся сложности и объемов стоящих бизнес-задач.
Следует отметить и заинтересованность в аутстаффинге сотрудников отдела кадров и бухгалтерии: для них временно привлеченный персонал означает снижение административных расходов на ведение кадрового учета, расчет и выплату заработной платы и связанных с ней налогов, а также страховых взносов (чем меньше штат – тем проще отчетность). К тому же при использовании услуг аутстаффинга ответственность
за персонал перед проверяющими органами, а также при возникновении трудовых споров несет не ритейлер, а компания, предоставляющая ему эти услуги.
Еще одно преимущество аутстаффинга, о котором стоит упомянуть отдельно, касается открытия сетевых магазинов в регионах. Поиск и подбор персонала в удаленной от основного офиса точке всегда связан с дополнительными сложностями. Уже действующих специалистов нужно откомандировать в регион, они должны подобрать новых сотрудников, удостовериться в их компетентности, обучить их, а еще при этом понимать специфику регионального рынка. При аутстаффинге заказчик оказывается избавленным от необходимости совершения этих действий, кроме того, он может быть уверен в компетентности и квалифицированности каждого специалиста, который в дальнейшем станет представителем ритейлера в глазах покупателя.

http://www.retail-loyalty.org/journal_retail_loyalty/read_online/art169225/
retail-loyalty.org
Март, 2014 г.
Елена Данилишина, коммерческий директор ГК «Ронова»